корпоративная культура, эволюция

Об эволюции корпоративной культуры

В последнее время мне задают много вопросов о формировании корпоративной культуры, о преодолении сопротивлений со стороны сотрудников компании при трансформации и т. д. В основном это компании малого бизнеса, которые хотят перейти на новую ступень, в сегмент среднего бизнеса и осознали, что им нужна трансформация.


Первое и самое важное, о чем хочу сказать, это то, что важно понимать природу формирования и эволюции культуры в компании, а инструменты внедрения, визуал — это вопрос творческий.

В своей работе мы используем модель «Спиральная динамика». Что это значит?



Эволюция корпоративной культуры похожа на колебания маятника, который совершает колебания от атмосферы коллективизма, консервативности, самопожертвования к атмосфере индивидуализма, экспансии, самовыражения и обратно. Так маятник обеспечивает движение культуры по спирала, с каждым взмахом компания возвращается к отвергнутым прежде базовым ценностям, переосмысляя и выводя их на новый уровень. Идея маятника отражена в цветовой кодировке (см. картинки в карусели), каждый цвет связан с ведущими ценностями. При переходе к новой культуре прежние ценности не отбрасываются полностью, а служат основой для следующего культурного слоя. Поэтому маятник развитой корпоративной культуры сравнивают с луковицей, так как прежние ее инструменты сохраняются в ее глубине.



Эволюция корпоративной культуры начинается с культуры семьи, когда ярко выражена приверженность сотрудников к компании, движущей силой являются командность, забота друг о друге, самопожертвование, традиции (цвет фиолетовый).



Культура семьи эволюционирует в культуру силы, когда появляются зоны ответственности каждого сотрудника, появляются лидеры. Движущей силой являются власть, сила, автономия (цвет красный).



Культура силы эволюционирует в культуру правил, когда в компании появляются бизнес-процессы, и правила отчуждаются от руководителя. Движущей силай являются системность, ответственность, исполнительность, логичность, закон/право (цвет синий).


Культура правил эволюционирует в культуру успеха, когда сотрудники умеют и начинают ставить сами себе цели и их достигать, опираясь на правила, внедренные в культуре правил. Движущей силой являются достижения, эффективность, решительность, срочность. (цвет оранжевый).

И так далее по спирали…


Многие компании останавливаются на культуре успеха. Но прошу заметить, что надо пользоваться принципом уместности. Что хорошо одной компании, не может быть одинаково хорошо для другой.



Идем дальше…


Культура — это контекст, это рассол для реализации стратегии и тактики компании, она усиляет живучесть. Не менее важна — система управления, стиль управления руководителей, топ-менеджеров. Чтоб достичь максимального успеха нужна синергия между этими двумя компонентами, культурой и управлением. Каждой культуре должен соответствовать свой стиль управления и наоборот.


Культура силы — автократия, культура правили — технократия, успеха — меритократия, далее демократия и анархия… Далее диагностика, принятие решений, первые шаги к системным изменениям.



Всем хорошего дня!

корпоративная культура, эволюция

Об эволюции корпоративной культуры

Нажимая на кнопку «Отправить» вы подтверждаете, что ознакомились с Политикой конфиденциальности и согласны на обработку персональных данных
С каждой компанией
работаем индивидуально
Ответим на вопросы, расскажем про услуги и подберем решение для вашей задачи